Мой сайт
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Март » 15 » Митрофан-Дикост (Троицко-Печорский район Коми АС�
01:58
 

Митрофан-Дикост (Троицко-Печорский район Коми АС�

Профиль | Спасибо
Отправлено: 23 октября 2012 9:32
Отредактировано: 23 октября 2012 9:33 Принять к исполнению
/ Книги приказов Объячевской средней школы военных лет – уникальные документы эпохи




ВЕЛИКАЯ Отечественная война осталась в далеком прошлом. Но взяв в руки старые, потрепанные временем тетради с записями, понимаешь, в какое трудное время росли и учились наши дедушки и бабушки. В наших руках оказались очень ценные и необычные документы – школьные книги приказов Объячевской средней школы за 1941-1945 годы. В четырех разношерстных тетрадях запечатлелось суровое время. Обстановка тяжелой, кровопролитной войны сказалась на всех сторонах и школьной жизни, которая, несмотря ни на что, не прекращалась все трудных четыре года.

Люди, живущие далеко за линией фронта, подчинялись всем военным законам. Первая проблема, с которой столкнулась школа сразу же после начала войны, – кадровая. «Преподаватель истории Кустышев В.С. освобождается с работы с 2 октября 1941 года в связи с мобилизацией в ряды РККА». Всего в книге приказов Объячевской школы таких записей четыре. Технический персонал школы в это же время переводят на работу в колхозы, на место ушедших в армию мужчин. «Освободить от работы в школе уборщиц Лихачеву и Шулепову в связи с переходом на курсы трактористок» – так гласит приказ от 27 июня 1941 года.

В октябре 1941 года учебное здание № 1 в Объячево было предоставлено под призывной пункт. «9 и 10 классы направляются на выкатку леса в промкомбинат, 8 классы будут заниматься в вечернюю смену, в помещении начальной школы» (из приказа от 23 октября 1941 года). Но 30 июня 1942 года Совнарком СССР принял постановление «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению». Исключение составили лишь здания, занятые под госпитали и эвакуированные предприятия. В Объячево занятия с осени 1942 года были восстановлены в полном объеме, вечерняя смена отменялась.

Для того чтобы не пропустить ни одного ребенка школьного возраста, были сформированы из учителей бригады и организованы посты. «Для осуществления всеобуча разбить весь школьный район на следующие участки и организовать посты всеобуча в следующем составе: Молотовский колхоз, Борисовский колхоз, Остаповский колхоз, Беляевский колхоз, «Красная звезда» (из приказа от 14 октября 1944 года).

В учебный процесс во время войны были внесены изменения. В целях подготовки для Красной Армии обученных резервов с 1 октября 1941 года в школьном расписании появилось военное дело. Военную подготовку проходили учащиеся 8-10 классов средней школы. Из школьников был сформирован учебный взвод, назначены командиры отделений, для проведения военных занятий выделен специальный день – среда. «На всех занятиях по военной подготовке требовать от учащихся соблюдения строгой военной дисциплины» (из книги приказов Объячевской школы). В расписании также появилось военно-санитарное дело и телефония.

Не прекращалась и внеклассная работа. Среди привычных школьных кружков – литературного, драматического – появились кружки ГСО 1 ступени, ПВХО 1 ступени, радистов и даже группа истребителей танков. Вслед за приказом Совнаркома СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО» кружок ПВО был организован и в Объячевской школе. Занятия проводились по два часа два раза в неделю.

В кружках ГСО (готов к санитарной обороне) и ПВХО (противовоздушной и противохимической обороне) занимались практически все старшеклассники. В приказе от 22 февраля1941 года директор школы З.М.Попов объявляет благодарность военруку П.М.Шехонину, подготовившему с начала года 305 значкистов.

НЕРЕДКО в военные годы привычный ритм школьных занятий нарушала мобилизация учащихся на полевые и другие работы. В сентябре 1941 года в связи с угрозой гибели урожая занятия в 5-10 классах Объячевской средней школы были прекращены. Помогали школьники и крупным предприятиям района, на промкомбинате их привлекали при изготовлении стратегических заказов – лыж, прикладов. По приказу Прилузского райкома ВКП(б) старшеклассники направлялись и на выкатку леса.

16 сентября 1941 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление об обучении сельскохозяйственным профессиям учащихся старших классов средних школ. Урок по изучению основ сельского хозяйства появился и в Объячевской школе. В это же время здесь были организованы кружки трактористов и по изучению сельскохозяйственных машин.

В условиях военного времени в общеобразовательных школах усилилось идейно-политическое воспитание. Отдельный предмет был посвящен ознакомлению с Конституцией СССР. Кроме того, созданы кружки по изучению книг «товарища Сталина» и изучению истории ВКП(б), посещение которых было обязательным для всех. Все классы участвовали в социалистическом соревновании на звание лучшего. Правофланговые получали переходящее Красное знамя. Активистов и хорошистов согласно приказу директора школы поощряли портретами вождей, руководителей партии и государства – Сталина, Молотова, Кагановича, Микояна, Ворошилова, Хрущева. Ни одно крупное мероприятие не обходилось без лекции о международном положении. Готовясь к районному совещанию учителей, директор Объячевской школы Е.Я.Кузнецова предлагала учителям оформить в виде монтажа призыв тов.Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции.

ОДИН из школьных приказов знакомит с ходом еще одного внешкольного мероприятия – «культурного обслуживания лесорубов». В январе 1945 года старшеклассники из Объячево направились в лесоучасток Гыркашор. «С утра до двух часов работать физически, вечером устроить для лесорубов постановку, выпустить стенгазету, сделать доклад о международном положении» – такую схему культпохода обрисовала для своих подопечных директор школы Е.Я.Кузнецова.

Большое внимание в годы войны уделялось сохранности социалистического имущества. В праздничные и выходные дни в школе устанавливалось круглосуточное дежурство. Очень жестко школьная администрация реагировала на порчу школьного имущества. 23 апреля 1945 года директор Е.Я.Кузнецова описывает чрезвычайное происшествие: «18 апреля 1945 г. в часы консультации по немецкому языку учащиеся 7«а» класса ножиками изрезали парты. Такой недисциплинированный поступок совершили ученики Соломатин, Попов Леонид, Колупаев Юрий. Предлагаю до 27 апреля 1945 г. этим учащимся снова сделать доски к партам, выкрасить черным лаком. В случае если этого не будет сделано, то они будут привлечены к судебной ответственности».

Еще один пример из школьной книги приказов датирован декабрем 1941 года. «Ученик 9 класса Стрекалов Иван небрежно относится к школьному имуществу. Так, взятую из библиотеки книгу стоимостью 12 рублей целиком исписал и таким образом испортил. На основании вышеизложенного приказываю. 1. Стрекалову Ивану за порчу школьного имущества объявить предупреждение. 2. Библиотекарю Шмариной и счетоводу Смолевой стоимость книги взыскать в 10-кратном размере и закупить на эти средства книги. 3. Предлагаю всем классным руководителям устроить массовую проверку сохранности книг, тетрадей, парт. В случае обнаружения порчи школьного имущества к виновным применить самые строгие меры взыскания».

В книге приказов от 10 декабря 1941 года зафиксирован еще один аморальный факт. «Ввиду того, что среди учащихся старших классов обнаружены факты посылки анонимных писем легкомысленного и вульгарного содержания через местную почту по адресу своих товарищей, что совершенно не соответствует периоду Великой Отечественной войны, учащимся 10 класса Паневу Анатолию, Туголукову Василию и Потановой Лидии (6«с» класс), у которых обнаружены подобные письма, даю предупреждение. Предлагаю классным руководителям временно прекратить выдачу тетрадей указанным учащимся, так как они используют их не по назначению. В случае обнаружения подобных фактов в дальнейшем будут приняты более строгие меры, вплоть до исключения из школы. Директор Шешуков».

ПОСЛЕ начала войны нормы продуктов, выдаваемые в колхозах на трудодни, резко сократились. Дети ходили в школу голодные. Классные руководители составляли списки особо нуждающихся учащихся. Продукты для горячих завтраков использовались со школьного огорода. Благодаря подробным приказам директора Объячевской школы Евлампии Яковлевны Кузнецовой мы узнали, какие овощи и в каком количестве выращивали на пришкольном участке, как распоряжались урожаем. «Пшеницу, полученную в количестве 652 кг, оставить на семена – 160 кг. Выдать Шулеповой Л.И. – 8 кг, Гориновой Ф.И. – 8 кг за заработанные трудодни. Остальные 471,1 кг – высушить, размолоть на крупу и муку и использовать на завтраки. Капусту, полученную в количестве 172 кг, использовать следующим образом. Выдать по трудодням Ладановой, Шулеповой, Шучалиной 17,2 кг за уход. Остальное использовать на горячие завтраки». В документе зафиксировано также распределение картофеля и свеклы.

В книгах приказов военных лет особое место занимала трудовая дисциплина. Из 408 приказов этой поры 48 связаны с обеспечением и ужесточением дисциплины. В течение 1940 и в начале 1941 года в СССР вступили в силу ряд жестких постановлений и указов. Главным среди них был утвержденный Политбюро ЦК Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Устанавливалась уголовная ответственность за опоздания и прогулы, запрещался самовольный переход рабочих и служащих с одного предприятия на другое, а выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Самовольный уход с предприятия карался сроком заключения от 5 до 8 лет. К прогулу приравнивалось опоздание свыше 20 минут и появление на рабочем месте в нетрезвом виде. Через месяц после обнародования указа руководство страны ввело упрощенную процедуру его применения.

Большое количество приказов по Объячевской школе как раз относится к периоду с августа 1940 по декабрь 1941 года. «Преподавательницу Объячевской средней школы Сафонову Марию Тимофеевну, допустившую прогул без уважительных причин с 21 по 24 августа 1940 г., привлечь к ответственности с передачей дела в прокуратуру». Борьба за трудовую дисциплину не ослабевает и в победном 1945 году. «Попова Евгения Николаевна 26 и 27 сентября допустила прогул, ушла копать картошку без разрешения дирекции школы, за что дело передано в суд для привлечения к ответственности».

Не менее суровая кара ожидала и опаздывавших. «Преподавательница Объячевской школы Морозова Мария Васильевна, допустившая опоздание на урок на 25 минут, подлежит привлечению к ответственности с передачей дела в суд».

В КНИГЕ школьных приказов нашла отражение и дисциплина детей. «В 6«с» классе создалась группа учащихся, которая за последнее время своим поведением мешала нормальному ходу занятий. В частности, на уроках русского языка учащиеся требовали повышения оценок от преподавателя и других фактов, которые квалифицируются как хулиганство. Такое поведение несовместимо с нормальным ходом работы школы. Учитывая обещания учащихся о исправлении дисциплины, строго предупредить учащихся Панева Петра, Туголукова Андрея, Кузнецова Михаила, Проскурякова Михаила, что если в дальнейшем со стороны этих учащихся будут допущены порочащие их поступки, привлекать к самой строгой ответственности как самих учащихся, а также родителей».

О большом внимании, которое уделялось укреплению дисциплины среди школьников во время войны, говорит и то, что в августе 1943 года СНК РСФСР утвердил «Правила для учащихся». В двадцати пунктах этого своеобразного кодекса были сформированы обязательные требования к школьникам в отношении посещения школы, подготовки уроков, поведения в школе, дома, в общественных местах. В книге приказов Объячевской школы не раз встречаются упоминания «Правил для учащихся». Директор школы Е.Я.Кузнецова предлагала классным руководителям при оформлении класса использовать не только цветы и портреты вождей, но и эти правила.

Работа по анализу книг приказов Объячевской средней школы за военные годы будет продолжена. Возможно, удастся найти школьную книгу приказов и за 1943-1944 учебный год, которая отсутствует среди остальных. За военный период в Объячево сменилось три директора школы. Если о Зосиме Михайловиче Попове и Евлампии Яковлевне Кузнецовой многое известно, то о В.Шешукове сведений практически нет. Проследить их судьбы тоже небезынтересно. Тем более книги приказов оформлены, написаны этими людьми. Именно они, облекая время в сдержанные, лаконичные документы, оставили нам в наследство бесценные свидетельства, по-своему отразившие дух эпохи.

Мария АБАНИНА,

ученица 9 класса Объячевской средней школы.

Научный руководитель: Мария Низовцева, учитель истории

с

---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/

Просмотров: 395 | Добавил: asekentat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz